Шатун

Шатун

Раньше эту деталь называли тягловое дышло. Соединяет шатун поршень двигателя (через палец) и шейку коленвала (либо колес) – так усилие от поршня передается на коленвал, приводя к его вращению. Шатуны есть в конструкции не только поршневых, но и шайбовых двигателей.

Существует немало разных классификаций шатунов: по форме сечения стержня, по виду подшипников в головках, по форме кривошипной головки, по методу центрирования крышки, по виду разъема крышки. Есть как универсальные, так и специализированные разновидности шатунов – для серийного автопрома, корабельных или гоночных двигателей, тихоходных устройств. Дизельные шатуны по умолчанию тяжелее бензиновых – на них нагрузка больше.

Самыми распространенными считаются обычные шатуны с подшипниками скольжения в нижней головке, втулками и плавающим пальцем. В процессе эксплуатации они переносят переменное напряжение, поэтому должны иметь высокое сопротивление усталости, большую жесткость при наименьшей массе, по возможности простое устройство и минимальный объем материала для лучшей прокалки сечения. А делаются шатуны обычно из легированной стали.

Типичные поломки шатунов и их причины

Чаще всего шатуны ломаются от износа. У качественных изделий ресурс втулки практически равен ресурсу самого двигателя. Надо сказать, что шатуны уязвимы к гидроударам – есть вероятность множественных повреждений с полной заменой. Не менее опасно попадание в камеру любых твердых предметов – тогда поршень ударится с головкой и стержень шатуна погнется.

Самое страшное – обрыв шатуна. Например, когда лопается болт на шатуне первого цилиндра и одновременно шатун обрывает по двутавру, вывешивая вниз – как раз под коленвал, который немедленно проламывает блок оторванным шатуном, вырывая здоровенный кусок с цилиндрами и топливным насосом, отчего двигатель срывается с кронштейнов и прокручивается под капотом. Причем случается все внезапно, без предварительных стуков или иных признаков неполадок.

Поэтому очень важно следить за состоянием автомобиля, проверять уровень масла, делать диагностику и обращать внимание на любые странные звуки, вибрацию, удары. А еще нельзя забывать о риске заклинивания поршня в цилиндре и вероятности заводского брака.

Если понадобятся новенькие, надежные шатуны, запчасти Урал, Камаз – обращайтесь к нам.

 

10 октября 2023


Следующая статья: Компрессионные кольца.

Архив статей

Наименование запчасти Номер запчасти Купить
Вкладыши шатунные (Д) Р2740.1000104
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подипников, 87,75мм(Т)**238Э-1000104-Р1
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшип-ников, 87,50 мм (Д)238Э-1000104-Р2
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшип-ников, 87,75 мм (Д)238Э-1000104-Р1
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшипников 87,25 мм(Д)236-1000104-Р3
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшипников 87,50 мм (Д)236-1000104-Р2
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшипников, 87,25мм(М)**238Э-1000104-Р3
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшипников, 87,50мм(М)**238Э-1000104-Р2
Запчасти к автомобилям
Вкладыши шатунных подшипников, 88мм(Т)**238Э-1000104-Н
Запчасти к автомобилям
Комплект вкладышей шатунных (Дмитр.)7405-1000104-Р1
Запчасти к автомобилям
Втулка на шатун557-1 03 01 002
Запчасти к грейдерам
БОЛТ ШАТУННЫЙ (А20.07.002)50-1004182-А1
Запчасти к сельхозтехнике
ГАЙКА ШАТУННОГО БОЛТА (А20.03.001)50-1004188
Запчасти к сельхозтехнике
Шатун ПД-2303427СП
Запчасти к тракторам и бульдора
БОЛТ ШАТУННЫЙ363.04.020-01
Запчасти к тракторам и бульдора
БОЛТ ШАТУННЫЙ А20.17.000А20.17.000
Запчасти к тракторам и бульдора
ВКЛАДЫШ ШАТУНАСБ3304-25Р3
Запчасти к тракторам и бульдора
ВКЛАДЫШ ШАТУНА ВЕРХ.СБ3304-25Р2
Запчасти к тракторам и бульдора
ВКЛАДЫШ ШАТУНА ВЕРХН.СБ3304-25
Запчасти к тракторам и бульдора
ВКЛАДЫШ ШАТУНА НИЖН.СБ3304-26
Запчасти к тракторам и бульдора

 

Полезные статьи
Зеркало заднего вида

У типичной легковой машины их три: два боковых и одно прямо над лобовым стеклом. А у грузовиков лишь

Лобовое стекло

Традиционно именно эта часть остекления автомобилей является самой габаритной. При этом широкое осте

Палец поршневой

Деталь предназначена для соединения поршня с шатуном и выполняет особую роль оси, благодаря которой

Маслосъемные кольца

Из самого названия понятно, что маслосъемные кольца снимают излишки масла со стенок цилиндра и созд

Поршень

Это деталь двиателя, двигающаяся в цилиндре, преобразуя напор газов в работу или наоборот.

Шатун

Шатуны есть в конструкции не только поршневых, но и шайбовых двигателей.